ГлавнаяИсторияЭкскурсияАрхитектураПамятникиФактыДосугГалерея

Витебск

культурная столица Беларуси

Архитектура - это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. (Фридрих Шеллинг)

Архитектура

Ратуша в Витебске - одна из нескольких сохранившихся в Белоруссии городских ратуш.Расположена в историческом районе Витебска, близ впадения в Западную Двину речки Витьбы, рядом с Воскресенской церковью и Свято-Духовым монастырём и другими сохранившимися или восстановленными в 2000-е годы памятниками архитектуры старого Витебска.
Первое здание ратуши возведено в 1597 году, когда городу было даровано Магдебургское право.
Существующие барочное здание ратуши относится к 1775 году: тогда ратуша представляла собой двухэтажный корпус с башней над средней частью.
В начале 1911 году был настроен третий этаж здания.
В настоящее время в здании бывшей ратуши размещен областной краеведческий музей.
Губернаторский дворец 1772г.

   Здание губернаторского дворца было построено в 1772 году, на высоком левом берегу Западной Двины, как особняк шляхтичей Кудиновичей. В 1806 году особняк был куплен государством для переоборудования во дворец генерал-губернатора. В 1811 году к дворцу пристроили южный П-образный корпус. Перестройкой занимался архитектор Ф. Санковский.
   За годы своего существования дворец был связан с известными историческими персонами и событиями.
   С весны 1811 года по 1821 год во дворце жил генерал-губернатор Белоруссии, брат императрицы Марии Фёдоровны (жена российского императора Павла I), герцог Александр Вюртембергский.
16 июля (28 по новому стилю) 1812 года во дворце остановился император Франции Наполеон I Бонапарт. Поселившись в Витебске, Наполеон принял решение временно прекратить наступление на Москву, переждать зиму и дать отдохнуть войскам. Для создания площади перед дворцом были разрушены несколько деревянных домов и недостроенная Преображенская церковь. В одной из комнат дворца была устроена личная церковь императора, где службу совершал ксёндз Полонский. По прошествии двух недель император решил двигаться дальше, и 1 августа отбыл в сторону Смоленска.
   3 июня 1831 года в Витебск прибыл и поселился во дворце губернатора брат императора Николая I, великий князь Константин Павлович, в 1825 году две недели признававшийся императором Российской Империи Константином I. Прибытие Константина в Витебск совпало с царствованием в городе холеры. Великий князь заразился этой опасной болезнью и, промучившись 15 часов, умер 15 июня того же года.
   В 1853-1854 годах в губернаторском дворце жил писатель, первый русский исторический романист Иван Лажечников, служивший вице-губернатором Витебской губернии. Витебск ему не нравился, и он называл его «странным» и «дрянным городишкой». Тем не менее, писатель написал в Витебске несколько произведений.
   В XIX — нач. XX вв. перед зданием дворца находилась Дворцовая площадь с цветником и беседкой.]
   В 1917 году во дворце размещался комитет Витебской организации РСДРП (б), объявивший советскую власть в городе и губернии.
   После революции в здании находился Витебский губисполком. В 1919 году тут с речью выступал советский государственный деятель, «всесоюзный староста» М. И. Калинин.
   Во время Великой Отечественной войны дворец частично пострадал, восстановлен после войны. С тех пор здесь здание занимает областное управление КГБ.
   В будущем, в здании планируется сделать музей, а управление КГБ перевести в другое здание.

Женское епархиальное училище.

   Здание было построено на юго-восточной окраине Витебска, на так называемой Духовой горе (современный адрес - улица Гоголя, № 6). Здесь еще в XIV веке существовала деревянная Свято-Духовская церковь, а позднее при ней был основан женский монастырь (принадлежал базилиянам). На «чертежи места Витебска 1664» уже была отмечена каменная Свято-Духовская церковь.
   С 1872 г. в здании бывшего монастыря разместилось женское училище. В 1898 полоцкая епархия выделила средства на строительство нового учебного корпуса, который был возведен в 1902 (проект инженеров А. К. Павловского и П. А. Виноградова). Корпус занимает самое высокое место на Духовой горе, был связан закрытой галереей со Свято-Духовской церковью (заново построена в те же часы, разрушена в советское время).
   3-этажный с полуподвальным этажом здание в плане Е-подобной формы, главным фасадом выходит на улицу Гоголя. Внутренняя планировка коридорного типа с односторонним коридором, ориентированным в сторону двора. На первом и втором этажах находились учебные классы, на третьем - спальни, в полуподвальном - столовая, кухня и хозяйственные помещения.
   Если в объемно-пространственной композиции использованы приёмы архитектуры классицизма, то в декоративной отделке чувствуется влияние эклектичных черт. В центре главного фасада широкий ризалит с парадным портиком, который ведет в просторный вестибюль. Массивные столбы портика поддерживают балкон актового зала на втором этаже. В декоративных деталях второго и третьего этажей проявляются элементы псевдорусского стиля.
   Сейчас в здании располагается Витебский облисполком.

Воскресенская (Рынковая) церковь
   Точное время постройки на этом месте первой, ещё деревянной церкви, – неизвестно. Скорее всего, это первая половина XVI века. Впервые православная Рынковая Воскресенская церковь упоминается под 1558 годом в древнем листке, вложенном в Четвероевангелие XVI века (хранится в архиве, в Москве).
   Название «Рынковая» — церковь получила из-за рыночной площади, на которой находилась. Также запись о храме присутствует в инвентаре Витебска 1618 года. Первое изображение церкви доступно нам на чертеже Витебска 1664 года, где изображен деревянный храм, ориентированный по оси восток-запад. Храм несколько раз горел и восстанавливался заново. Как прекратил своё существование деревянный храм, в очередной раз сгорел или был разрушен, — неизвестно.
   В 1772 году на месте деревянной церкви было закончено строительство каменного храма, который был освящен как униатский. Строился храм на деньги витебского купца Николая Смыка, из-за чего церковь в народе иногда называли Смыковской. Церковь была построена в стиле «виленского» барокко. Ориентация «восток-запад» соблюдена не была. Архитектором, по некоторым данным, являлся И. К. Глаубиц (он же строил ратушу и Софийский собор в Полоцке).
   Существует легенда, о том, что Воскресенская церковь очень понравилась императору Наполеону Бонапарту, во время оккупации Витебска французами 1812 года. Он не стал её грабить, лишь разместил в ней лазарет.
   В январе 1936 года Храм Воскресения Христова был разрушен по постановлению советских городских властей. Мотивировка - "мешала движению городского транспорта". Характерно, что через несколько лет (в 1940 году) разрушителей храма обвинили в "троцкизме" и "перегибах", а саму церковь признали безвозвратно утерянным памятником архитектуры.
 2001 году начались строительные работы по восстановлению церкви. Строительство храма частично велось на пожертвования предприятий города («Марко», «Веста» и др.) и простых горожан. Любой желающий мог купить кирпич для постройки церкви, на котором писалось его имя. Кирпич для строительства поставлялся витебским объединением «Керамика».
   В 2002 году, когда был закончен цокольный этаж, в нём разместился нижний храм святого Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца. В 2005 году были построены стены будущего храма, а в 2006 установлены барочные купола, произведенные российским предприятием «Морион».
   В конце 2008 были закончены наружные отделочные работы, в нишах стен созданы образы Христа, Богоматери и святых. В мае 2009 года церковь обрела голос – колокола.
   10 июля 2009 года Свято-Воскресенская церковь была торжественно освящена Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Свято-Успенский кафедральный собор

   Православный храм, восстанавливаемый с 2000 года в центре города, на Успенской горе.Восстанавлен по образцу Успенского собора XVIII века (с учётом изменений из-за перестройки начала XIX в.), располагавшегося на этом месте до уничтожения в 1936 (или 1934) году.
   Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6.900-ное 14»
   В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией.
   12 ноября 1623 года, одновременно с убийством униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, храм разоряется горожанами. По постановлению Комиссарского суда церковь была разобрана, и заново отстроена жителями, за свой счёт. Согласно другим сведениям, в 1629 году храм сгорает, и через несколько лет, в 1636, на его месте строится новая церковь. Именно этот храм изображен на Чертеже Витебска 1664 года.
   Однако, церковь быстро обветшала, и в 1682 году на средства земского писаря Адама Киселя из Брусилово был построен новый деревянный храм св. Пречистой и основан базилианский монастырь.
   В 1708 году, по приказу Петра I, Витебск сжигает отряд из 500 казаков. Вместе с другими городскими постройками сгорает и базилианский монастырь с церковью. Адам Кисель заново отстраивает монастырские постройки, а церковь, названную во имя Успения Пресвятой Богородицы, выстраивают на средства монастырского братства. Но новая церковь оказывается слишком мала, и в 1715 (по другим данным — в 1717) житель Витебска Мирон Галузо строит новую, более вместительную. Этот храм также недолго существовал, в 1722 он сгорает вместе с монастырём.
   В 1743 году на прежнем месте было начато возведение новой каменной Успенской церкви и строений базилианского монастыря: трёхэтажного корпуса, в котором по окончанию строительства находились кельи для монахов и школа. В примыкающем двухэтажном крыле размещалась трапезная и библиотека. Строительство велось по проекту Иосифа III Фонтана (Фонтани), потомственного архитектора итальянского происхождения из Гродно.
   В 1745-46 гг. было начато строительство подвалов и стен храма[2]. Поначалу, оно велось динамично, но с годами, постепенно, затухло.
   После присоединения Витебского воеводства к Российской империи, в 1775 году генерал-губернатором графом З. Г. Чернышёвым был отдан приказ закончить строительство храма до 1777 года. Содействовал строительству и гражданский губернатор Михаил Кречетников. Храм был окончен в 1777 году, но полностью монастырь был выстроен лишь к 1785 году.
   В 1812 году французы устроили в соборе лазарет, попутно уничтожив лучшие его украшения. После изгнания наполеоновских войск собор был восстановлен.
   В 1831 году в соборе отпевали Великого князя Константина Павловича, умершего в Витебске от холеры.
   В 1844 году для храма был создан новый деревянный иконостас.
   В XIX веке освящён придел во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). В одной из башен (вероятно, северной) собора, в 1864 году, была устроена часовня св. Евфросинии Полоцкой.
   Монастырский корпус в 1799—1849 гг. был занят государственными учреждениями (здесь находились присутственные места), а с 1856 года в нём размещалась духовная семинария (до 1918). С 1920 здесь находится станкоинструментальный техникум.
   После установления в городе Советской власти собор и духовная семинария были закрыты. А в сентябре 1936 (по словам сапёра Григоренко — осенью 1934) года собор был взорван.
   В июне 2000 года началось восстановление храма.
   В данный момент ведутся внутренние работы.

Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво»

   Создан в 1988 на месте бывшей усадьбы Здравнёво (Витебский район), принадлежавшей И. Е. Репину. Филиал Витебского областного краеведческого музея.
   Музейный комплекс состоит из восстановленного главного усадебного дома (размещена основная мемориальная экспозиция), дома управляющего со служебными помещениями и выставочным залом, отреставрированного погреба. Площадь охранной зоны — 8,8 га, зоны регулирования застройки — 35 га, экспозиционная пл. здания — 212 м². В экспозиции: вещи из обихода семьи Репина, мебель конца XIX — нач. XX в., археологические находки из Здравнёва и др.
   На территории усадьбы сохранилась мемориальная липовая аллея, где растут деревья посаженые рукой самого художника.
   В 2010 в музее-усадьбе прошёл открытый фестиваль-конкурс лоскутного шитья [1] Имени А.Г.Жукова.

Музей Марка Шагала
  • Арт-центр Марка Шагала (ул. Путна, 2) был создан в 1992 году. Здесь проводятся выставки графических работ Марка Шагала (литографии, ксилографии, офорты, акватинты). В коллекции арт-центра имеются серия иллюстраций к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души» (1923—1925), серии цветных литографий на тему «Библия», созданные в 1956 и 1960 годах, цикл цветных литографий «12 колен Израиля» (1960) и другие работы художника.
  • Мемориальный дом-музей Марка Шагала (ул. Покровская, 29). Это здание в начале 1900-х годов построил отец художника, и Марк Шагал провёл здесь свои юношеские годы, о чём он позже написал в автобиографической книге «Моя жизнь». Мемориальный дом-музей был открыт здесь в 1997 году.

Используются технологии uCoz